Достоинства и недостатки интерактивных проекторов - Статьи - Группа компаний «8 Ом»
 

Статьи

Достоинства и недостатки интерактивных проекторов

8 Августа 2011

Целью этой статьи является вопросы правильности выбора и удобства использования интерактивного проектора для обучения.

При этом считаем, что читатель уже знает – что такое интерактивные системы, и в частности - что такое интерактивный проектор и принципы его работы.

Модель интерактивного проектора EIKI LC-XIP2600 на сегодняшний день уже является своеобразным старожилом на рынке образовательного оборудования. И это не смотря на то, что предыдущая модель - LC-XIP2000 – тоже успешно продавалась в течение двух предыдущих лет…

Хотя рассматриваемая модель и появилось больше полутора лет назад, но основные ее характеристики не устарели до сих пор и уже являются в некотором роде эталонными при сравнении с вновь появляющимися моделями интерактивных проекторов.

Итак, рассмотрим еще раз более подробно основные характеристики данной модели и определим их актуальность на сегодняшний день.

1. Первый - и часто основной параметр при выборе видеопроектора - световой поток.

У данной модели он составляет 2600 ANSI Lm. Много это или мало? Здесь необходимо произвести простой расчет. Установлено, что для работы в помещении с искусственным освещением необходим видеопроектор со световым потоком не менее 500 Lm/м2. Эта цифра полностью согласуется с нормами по освещенности рабочих мест в учебных заведениях и офисах.

Обычный размер экрана в учебной аудитории – 150*200 см (а чаще – еще меньше), т.е. площадь изображения составляет 3 м2. Итого получаем минимально возможный световой поток проектора - 1500 ANSI Lm. Если учитывать старение лампы – в конце срока службы лампы ее яркость составляет 50% от начального значения – тогда нам необходим начальный световой поток в 3000 ANSI Lm. Но световой поток современных ламп падает не линейно, а по достаточно сложной кривой: в первые 100-200 часов работы яркость падает примерно на 5-10%, затем плавно уменьшается в течение 1500 часов до примерно 75% от начальной яркости и затем достаточно быстро убывает до заявленных 50%. Таким образом получается, что яркости LC-XIP2600 заведомо хватает для нормальной работы на весь срок службы лампы. А если еще учесть тот факт, что начальная яркость проекторов EIKI выше - как правило – заявленных паспортных данных

2. Второй важный параметр – разрешение матриц (или матрицы – если речь идет о DLP-проекторе).

Разрешение матриц 1024*768 точек (соответствует XGA-разрешению компьютера).

Данное разрешение на сегодняшний день является стандартом и применяется у подавляющей части видеопроекционного оборудования, ориентированного на образование. Не смотря на то, что настольные мониторы теперь имеют разрешение - как правило - не ниже 1280*1024 точек (а большая часть уже имеет разрешение Full HD – 1920*1080 точек), тем не менее, данное разрешение видеопроекторов остается самым востребованным.

И этому есть достаточно простые объяснения.

Во-первых, чисто экономический подход – матрицы с разрешением XGA – выпускаются сравнительно давно, и имеют низкую цену по сравнению с матрицами более высокого разрешения. Следовательно, цена проектора не будет заоблачной.

Во-вторых, данное разрешение позволяет получить изображение достаточно высокого разрешения (в отличие от недавно широко распространенного разрешения SVGA – 800*600 точек, что в два раза меньше по информативности) и, при этом, с достаточно крупными значками, что позволяет комфортно работать с текстами и таблицами.

При оптимальных размерах экрана 150*200 см для учебной аудитории, рассчитанной на 25 человек - такого разрешения проектора будет более чем достаточно. Обычно же в школах используются экраны меньшего размера – 175*175 или даже 150*150 см – что, конечно же, ухудшает читаемость материала с последних мест аудитории. Делается это уже исходя из других соображений – чисто экономических зачастую и не связанных с правилами построения видеопроекционных систем…

Более высокое разрешение матриц проектора – тоже оказалось не очень удобным. При тех же размерах экрана картинка получается с более мелкими значками и текстом – и они опять же плохо читаются с задних рядов.

А возражения типа «можно было бы увеличить размер экрана - и все будет видно и с более высоким разрешением» - несостоятельны, т.к. работать в интерактивном режиме с экраном большего размера докладчику будет уже очень неудобно…

3. Менее важный параметр, но так же часто упоминаемый - контрастность изображения.

Данный параметр обычно указывается как достоинство моделей, выполненных по DLP-технологии. Обычное его значение для таких проекторов – 2000*1, или даже больше. У модели LC-XIP2600 данный параметр составляет всего 500*1. Мало ли это? Если вспомнить, что данный параметр важен при просмотре изображения в полностью темной комнате – то становится ясным, что для освещенной аудитории максимальные значения данного параметры – неважны.

Измерения с помощью люксометра показывают, что возможная достигаемая контрастность изображения в зоне экрана в освещенных помещениях составляет всего 50*1 или – в лучшем случае – 100*1.

4. Параметр для сравнения, вытекающий из предыдущего абзаца – технология, по которой создан проектор – DLP или LCD?

Многие недорогие проекторы создаются по более простой в производстве технологии DLP. Проектор LC-XIP2600 создан по технологии LCD – она более сложна в производстве, но затраты того стоят. Такое заявление основано на том, что проекторы, созданные по LCD технологии более комфортны для длительного просмотра, чем модели, основанные на DLP-технологии. Так называемый «эффект радуги» у последних так и не удается полностью устранить. А детские глаза – обладают более подвижными мышцами по сравнению со взрослыми – видит все эти недостатки изображения и намного быстрее устают при просмотре именно DLP-проекторов.

Именно эти соображения и позволяют рекомендовать для образования модели проекторов, основанных на LCD- технологии. Причем в большей степени это касается младших и средних классов школ, дошкольных заведений и - как ни странно – высших учебных заведений. Т.е. там, где возникает необходимость длительных просмотров видеоматериалов.

5. Короткофокусный ZOOM-объектив.

Данная опция становится по умолчанию стандартом для проекторов, предназначенных для обучения.

В случае с данной моделью – это еще и необходимость, т.к. работа с указкой или маркером предполагает постоянное перемещение в зоне светового луча. И чем более короткий фокус у объектива – тем меньше преподаватель попадает в луч проектора.

Конечно, существуют проекторы и с более коротким фокусным расстоянием. Но при этом немногие из них еще имеют функцию зуммирования. А это значительно упрощает жизнь и инсталляторам данного оборудования и самим преподавателям. В последнем случае это касается случая, когда проектор переносят из кабинета в кабинет. И в этом его еще одно неоспоримое достоинство – легкость перемещения и настройки из аудитории в аудиторию. Хорошим добавлением к этой возможности является функции автоматической настройки изображения – что тоже очень упрощает работу с данным проектором.

6. Ориентировка на использование данного проектора именно в учебных заведениях способствовала внесению в его конструкцию еще множества дополнений и улучшений.

К ним можно отнести и специальный воздушный фильтр, позволяющий задерживать как простую пыль, так и частицы мела. Это и специальная конструкция корпуса – лампа в нем расположена таким образом, что замена ее не требует демонтажа проектора с потолочного подвеса.

А функция управления проектором по локальной сети позволяет контролировать работоспособность всех находящихся в учреждении аппаратов из одной точки – из учительской, например, если брать в качестве примера школу, и не возлагать эту обязанность на преподавателей, за которыми закреплен данный кабинет.

Есть и другие интересные технические решения, упрощающие эксплуатацию проектора и проведение занятий.

7. Что касается непосредственно самого принципа интерактивности, реализованного в данном проекторе – чем он хорош или плох по сравнению с интерактивными досками?

Однозначного ответа тут быть не может.

С одной стороны, с помощью интерактивного проектора очень удобно вести готовые презентации – там, где надо делать какие-то пометки и вносить пояснения по ходу доклада. С другой стороны, писать на мягком экране указкой возможно, но в целом неудобно. Использовать для этой цели маркер – нужна жесткая поверхность, такая как маркерная доска, например.

Но в этом случае сама доска уже является отнюдь не идеальным экраном: поверхность сильно бликует в луче проектора.

Зато если использовать данный проектор с жестким просветным экраном, более удобное решение найти сложно. Картинка получается намного более яркой и контрастной по сравнению с любой интерактивной доской, не боится внешнего освещения, кроме прямых солнечных лучей, и при этом докладчик свободно пишет на экране, никогда не попадая в луч проектора и не испытываю дискомфорта от ослепления светом лампы. Решение это, конечно же, не самое дешевое, но самое удобное для работы – однозначно.

Что касается самого ПО, то оно очень простое как в использовании, так и в привыкании к нему. Начать работу с проектором можно уже через пять минут с начала знакомства с ним. Кроме того, данное ПО позволяет работать проектору с любым Windows приложением. И в этом его тоже огромное достоинство.

С другой стороны, ПО для проектора не обладает тем разнообразием различных приложений, идущих в комплекте с интерактивной доской. Но ведь далеко не всегда и нужны эти все интересные, красочные, но зачастую бесполезные приложения…

Про мобильность интерактивного решения на базе проектора говорилось уже многократно: любая светлая стена в помещении готова стать интерактивным экраном. Настройка проектора на новом месте занимает пару минут – и вы готовы проводить урок.

Сам принцип работы с помощью указки тоже является преимуществом данного проектора. И это не смотря на вышеуказанные проблемы с написанием букв.

Далеко не все люди обладают ростом, достаточный чтобы и самим комфортно работать на большой поверхности экрана, и одновременно, чтобы этот экран и все изображаемое на нем было видно из любой точки помещения. Эти взаимоисключающие требования – большой и одновременно маленький размер экрана – как раз спокойно и решаются с помощью телескопической указки. Причем, даже первоклассники легко работают с данным прибором, а уж у них рост еще совсем небольшой…

Вот такие достоинства и недостатки существуют у данного аппарата. Насколько он буден удобен в вашей работе – решать вам.

К сожалению, полностью универсальных приборов не бывает. Или они становятся сложны в освоении.

Поэтому необходимо при закупке оборудования обязательно учитывать, для какой аудитории будет использоваться данная интерактивная система. И, исходя из этого, формулировать требования к приобретаемому оборудованию.

И не стоит забывать, что новые интерактивные системы не заменяют меловую доску – они меняют сам принцип подачи информации и способ донесения ее до слушателя. А меловая или маркерная доски еще долго будут оставаться необходимым атрибутом школы…

Как и следовало ожидать, появление интерактивных проекторов у других производителей было только вопросом времени.

Сама по себе технология зарекомендовала себя очень даже неплохо – что и подтолкнуло к выпуску подобного оборудования фирмы - такие как EPSON, BENQ, OPTOMA.

И в компании EIKI тоже есть новые разработки в этой области. В самое ближайшее время появится новый интерактивный проектор - модель будет называться LC-XIP2610. Об ее отличиях от существующей модели и новых возможностях - это уже тема для отдельной статьи…

Надеемся, что вся вышеизложенная информация позволит вам выбрать конкретную модель проектора, подходящую именно для ваших целей с учетом достоинств и недостатков данных технологий.

© 2018

Навигация

Социальные сети